За ондатрой на то озеро мы собирались давно, из-за различных обстоятельств поездка откладывалась. Вроде когда уже были готовы выдвигаться, я внезапно слег с температурой. Неделя потеряна на лечение и восстановление. Температуры нет, можно собираться в дорогу. Все уже в принципе собрано давно, надо съездить докупить продуктов и уложить все по списку. Проживать предполагалось на охот. базе. Точнее в доме егеря. Выезд запланировали на вторник.
Во вторник рано утром я пришёл к гаражу помочь уложить вещи. В этой поездке нам должен помочь мини снегоход Dingo 125. Он разбирается на две половины, что делает его транспортировку очень удобной. На спидометре всего 5 км пробега, новенький, еще не прошел обкатку. Посмотрим как он в действии по нашим сугробам. Сборы отняли много времени, за городом были в третьем часу. Торопиться уже не было смысла, все равно доберемся уже по темноте, поэтому, вспомнив старую народную мудрость задали нашей машине скорость 80-90км/час. По дороге видели одну фуру в кювете. Вообще в этой поездке удивили водители дальнобойщики. Такое поведение на дороге просто вызывало бурю эмоций. Несколько раз мы чуть не врезались лоб в лоб с большегрузами и все по вене их водителей. Нам даже пришлось экстренно тормозить, иначе попадание под фуру было бы неизбежно.
В Тюкалинске дозаправка и ещё совсем не много и мы на месте. Добрались в темноте. Нас уже ждал работник базы, назовём его Лёня. Пока мы носили вещи с машины, Лёня накрыл на стол. Угощал он нас сладкими жареными карасями. Ещё вчера они плавали в озере, а сегодня радуют нас на столе. Эх, и вкусный, местный карась, да и размеры впечатляют. Я смаковал.
За ужином обсудили план действий, узнали местные новости, мужики выпили по сто грамм. Я не стал, завтра рано вставать. Им есть что вспомнить и о чем поговорить. Я внимательно слушал, обычно много интересного узнаешь из таких бесед.
У печки сушились шкурки ондатры. Лёня рассказал, как тяжело ему даётся добыча ондатры. Снега уже выпало прилично, на лыжах ходить тяжело, да из-за обильных снегопадов на озерах под снегом стоит вода. Все это очень затрудняет без того не лёгкий труд.
Поужинав, вышел на улицу подышать свежим воздухом перед сном. На улице -10, тепло, лёгкий ветерок. Хотел полюбоваться звездным небом, но увы все небо затянуло тучами. Среди туч пробивался свет отдельных звёзд. В сарае закукарекал петух, не спится что-то ему. Ветерок холодит, пойду, попью чайку.
Пока я гулял Витя лег отдыхать, не лёгкая дорога его утомила. Мы с Леней сели пить чай, проговорили допоздна. Уснул как убитый.
Проснулся рано, оттого, что замерз нос. Дом у Лени не теплый совсем. Избушка с буржуйкой и то теплее. На улице, то минус 10, а как он тут в минус 40 живет. Привык, наверное. Вылажу из спальника, температура не комфортная, заставляет шевелиться. У печки сидит грустный Леня и курит.
- Хорошо вчера посидели. Чай закипел, садись пить. Пробурчал Леня.
На улице еще темно. Витя выгуливает собаку. Перекусили по быстрому, и пошли собирать в одно целое снегоход. Пока собрали, слегка замерзли, ветерок дует холодный. Dingo отказался заводиться с первого раза, пошли погреться и попить чайку.
После горячего чая и мысли светлее становятся. Произведя различные танцы с бубном вокруг нового снегохода, с помощью русской смекалки и еще какой-то матери, мы его все-таки завели. Что ему надо было, так и осталось загадкой. В итоге до обеда потеряли время на сборы.
Пообедали и в путь. До озера километров 6-7 пути. Решили поехать по дороге, а потом свернуть полями к озеру. Так надежней, если снегоход не пойдет или что-то случится, то не далеко до дороги, можно и пешком дойти. Пассажиры машин, встречающиеся нам по пути, прилипают к окнам. Всех интересует чудо техники, на котором мы передвигаемся. Самые любопытные заметно сбавляют скорость и нагло нас разглядывают. Пусть смотрят, нам не жалко.
Дорога по обочине закончилась, теперь нам предстоит пару километров по заснеженному полю. Я слажу со снегохода, Витя берет разгон и уходит в кювет, брызги снега, снегоход справляется. Он останавливается, ждет меня, я сажусь в сани, трогаемся. Моя радость по легкой доставке моей задницы до озера быстро кончилась. Проехав метров 50, снегоходик садится. Вылажу из саней, Витя прикладывает не большое усилие и наш "снегомопед" вызволен из снежного плена.
Быстро посовещавшись, решаем сменить тактику. Чтоб не прыгать постоянно и не толкать его, Витя проложит дорогу до озера, а потом вернется за мной своим следом. Так должно быть практичней и быстрей. Витя уезжает, я чтоб не терять время зря, начинаю двигаться ему на встречу.
Блин, почему не взял лыжи, рассуждаю про себя, сейчас бы они мне очень помогли. Снегу почти по колено, но двигаться по проложенному снегоходному следу не очень тяжело. Единственное что мешает комфортному перемещению, это одежда. Оделся я как-то тепло, для езды, а не для пешеходных прогулок.
Иду не спеша. Пока Витя ездил до озера и обратно, я уже прошел почти пол пути. Снегоход едет тяжело, даже уже по проложенному следу. Завтра его подморозит и тогда он полетит по нему. На озеро выезжаем с трудом преодолев снежный перемет глубиной по пояс. Самим в таком снежном плене двигаться тяжело, а тут еще и снегоход практически на плечах тащить надо. Хорошо, что весит он ни как полноценный.
На озере мы сразу попадаем в засаду, под снегом стоит вода, снегомопед сбавляет обороты, я спрыгиваю. Динго вырывается из плена озера, на что оно отвечает не довольно, наполнив округу запахом перегнивших водорослей и растений. По снегу начала растекаться грязно коричневая вода.
Сразу вспомнил Болота севера нашей области. Витя
остановился на сухом месте, ждет меня. Наконец я снял теплую одежду, жить стало
легче.
Внимательно вглядываясь в заросли тростника, в поисках первого поселения, мы не спеша, продолжили движение вдоль кромки растительности. Я спрыгнул и пошел пешком обследовать многочисленные карманы. Сразу за первым поворотом обнаружилась добротная хатка, следом кормовая, меньшего размера.
Сообщил Вите по рации о находке, пока он ехал по моему следу, я пробежался по близости, нашел еще две кормовые хатки. Возле них на снежном перемете следы ночевки стайки косачей, голов 5. В эти не свежие места ночевки уже ночью успела сунуть свой нос лиса. Натоптала прилично, однако думала, что они где-то здесь не неподалеку опять залегли на ночевку. Не повезло лисе и повезло косачам.
Приближается гул Dingo 125, я иду на встречу. Вскрываю быстро первую хатку, еще не уставший, полон сил и готов идти в бой. Витя расчищает место установки от растительного мусора и устанавливает первый капкан, я пока наломал камыша, для потаска и заделки технологического отверстия. Все, капкан установлен, тщательно закладываем отверстие, наверх ложу мокрую траву, которую достали из хатки, на морозе она смерзнется, и не будет пропускать холод внутрь жилищ. Сверху еще присыпаю слоем снега, заделки хатки нужно уделять особое внимание, иначе хатка вымерзнет и погибнет вся семья.
Первый капкан установлен, дальше берем все необходимое и идем пешком. Вскрываю хатку, расчищаю площадку, Витя ставит капкан, я пока вскрываю следующую. Таким образом, у нас все начинает получаться слаженно.
Установив здесь капканы, расходимся по рукавам в поисках жилищ ондатры. На снегу замечаю еле улавливаемый след человека, здесь камыши не дали снегу и ветру скрыть его присутствие. Интересно, не в поисках ли того же ходил здесь он? посещает мысль. Начинаю идти по его следу. Через 50 метров след приводит к хатке. Следов вскрытия не видно, значит, это местный с пиками ходил, не понимаю и не применяю такой метод охоты.
Сообщаю Вите о находке по рации, сам продолжаю идти по следу. Одна за другой обнаруживаются хатки, на душе повеселело, работать стало легче. Некоторые хатки смерзлись так, что на их вскрытие уходило много времени, все равно, что мерзлую землю ковырять лопатой. Из под шапки выступил пот. С каждой хаткой сил становилось меньше, уже без азарта они мне даются, еще и есть что-то хочется. Пока солнце светит и есть капканы никаких перекуров, решено. Подбадривая себя, я продолжал устанавливать, надо было еще в памяти все отложить, где и сколько. Нам не нужны потери капканов и загубленные за зря ондатры. Таким образом, без спешки мы расставили все взятые с собой капканы. Есть еще, но они не оснащены и не с собой. Надо будет вечером заняться их оснащением, если силы останутся.
Солнце склоняется к горизонту, пора глядеть в сторону дома. Пока Витя укладывал вещи в сани, я пробежался и нашел еще несколько хаток, плодотворный день, уставшие, но довольные мы отправились в обратный путь. Своим следом Dingo 125 бежал уже хорошо. На базу вернулись уже в темноте.
Леня уже заждался, горячий ужин несколько раз успел остыть.
Развешиваем все вещи сушиться, умываемся и за стол. После дня проведенного на свежем воздухе продукты особенно вкусны. Наевшись досыта прилег отдохнуть, мужики пока пропускали перед чаем по соточке. Приятная усталость растеклась по всему телу, на глаза наваливался сон. Морфей звал в свои объятия. Поборов сон я встал и пошел прогуляться с собакой. Небо опять затянуто, дует ветерок. На крыльцо вышли мужики покурить. Я их гоняю, не даю в доме курить. Домой зашел с ними, пора чаевничать.
За чаепитием мы поняли, что не осилим сегодня оснащение капканов. Столь важную процедуру перенесли на утро, сами отправились спать. Я отключился моментально.
Утром разбудил запах сигарет, опять Леня курил у печки. Не хотя покидаю теплую постель, ставлю чайник, накрываю на стол. По быстрому завтракаем и начинаем оснастку капканов.
Опять потеряно пол дня, обидно. Сегодня хотели доставить в найденных хатках и съездить на противоположный берег. По поступившей информации на том берегу ондатры должно быть больше.
Обедаем и в путь. Витя решает попробовать заехать со стороны деревни, вроде по его расчетам там путь короче. Я конечно против новых путей, старый подмерзший путь гарант без проблемной доставки наших задниц на озеро, но меня не слушают. Это чтоб жизнь медом не казалась, а то совсем обленились, зажирели в офисах у компьютеров. Может хоть пузо спадет. Помню после тайги приехал стройный и подтянутый.
И опять я иду пешком, опять матерю себя за лыжи, дежавю. Зато этот заезд более интересен в плане красивых пейзажей. Дорога идет сверху вниз, с возвышенности открывается вид на озеро, однако оно большое. На озере виднеются силуэты людей, наверное, местные проверяют сети. Витя направляет снегоход в их сторону. Похоже, пока он там будет беседовать, я уже дойду до озера. Так и есть. Встречаюсь с Витей уже на льду. Пятиминутный перерыв и вперед к нашему путику. По пути примечаю несколько хаток, к ним мы вернемся позже. А сейчас уже не терпится проверить уже установленные капканы. Ах это чувство тревоги и волнения, человеку не увлекающемуся охотой и рыбалкой это не знакомо. Подходя к очередной хатке сердцебиение, учащается, что там ждет, удача или фига с маслом? В этот раз удача нам улыбалась, пустые капканы были, но не столько много. Настроение просто отличное, душа поет.
Закончив проверку, выдвигаемся к противоположному берегу. Снегоходик идет тяжело, часто попадаем в водяной плен, по приезду понимаем, что так двигаться больше не возможно. Гусянка полностью забита замершим снегом с водой. Топор забыли дома. ножом и плоскогубцами отдалбливаем насколько это возможно.
На этом берегу снегу намного больше, решаем оставить этот берег на завтра и вернуться к уже найденным хаткам. Снегоход с намерзшей подвеской будет нам только обуза на этом берегу. По дороге делаем несколько остановок, очищаем подвеску, но ее очень быстро забивает опять. Это нас нервирует и отвлекает от намеченного плана. Большую часть времени мы не едем, а чистим гусеницу от наледи, это начинает бесить, уже не до ондатры. Ставим пять капканов на нашем берегу и решаем выдвигаться в обратный путь, пока светло.
Все, не мы едем на снегоходе, а он на нас. Наледь не дает работать подвески. Нам приходиться в буквальном смысле тащить через сугробы. С озера выбрались уже в сумерках, нужно найти вчерашнюю дорогу, по ней будет легче выбираться. Отцепляем сани, Витя уходит со снегоходом в поисках дороги, я остаюсь у саней. Сумерки быстро превращаются в ночь. Дорогу замело, не найти ее теперь. Говорил же надо утром по ней ехать, сейчас бы без проблем выбрались на трассу. Ну да ладно, в тайге и не такое случалось. Запрягаюсь в сани и начинаю с ними двигаться по еле заметному в темноте следу. Красным огоньком мелькает в темноте Витя на снегоходе, иногда он исчезает из видимости. Стало совсем темно и слегка жутковато, еще и снег начал валить все сильней. Луны не видно, темно хоть глаз выкали. По трассе проезжают машины, они служат направлением движения. Часто останавливаюсь передохнуть. Хочется, есть и еще хочется все бросить и оказаться в теплом доме и выпить горячего чая. Эх, это еще не скоро случится.
Витя заглох, или опять забило гусеницу или кончился бензин. Выясняю по рации причину, так и есть, бензин. Когда-то же он должен закончиться. На 5 литрах весь день проездили. Бросаю сани, беру бутылку с бензином и отправляюсь пешком к Вите.
Решаем бросить сани в поле и выбираться без них и вещей. До дороги осталось метров триста. Но каких!!! Все эти триста метров мы толкаем почти по пояс в снегу этот проклятый снегоход. На трассу выбрались без сил. Отдышались, очистили подвеску, на сколько это возможно и тронулись до дому.
Доехали без происшествий, Леня весь на нервах встречал нас на улице. Уже хотел бить тревогу и отправляться на наши поиски. Первое что ему пришло в голову, что мы провалились под лед и позамерзали на обратном пути. Он сам не раз уходил под лед, в прошлом году еле до дома дополз. Рискованное это дело. Тьфу, тьфу, мы можно сказать отделались легким испугом. И за ужином уже вспоминали это все со смехом. Сегодня Леня не жалел дров, от этого дом был наполнен приятным теплом. Поужинав и согревшись, мы сразу отправились на боковую, не помню как уснул.
Утром рано пришли к нам тревожные новости, нам срочно надо быть сегодня же в городе. Как так? Все утро я ходил матерясь, еще три дня ловли пропадают. Настроение нулевое. Витя через три дня вернется и продолжит ловлю, но увы без меня. И это меня очень расстраивало.
Витя пошел подготавливать снегоход, я собрал не нужные вещи. На озеро ехал с плохим настроением, не радовали зимние пейзажи, даже следы переходов косули не вызывали эмоций.
Заехали по вчерашнему следу, он подмерз, и снегоход без проблем нас довез до саней. Чтоб не повторить вчерашний сценарий, ходим пешком от поселения к поселению. Проверка идет молча и без энтузиазма. Результат равен моему настроению. Со всех капканов снимаем только три штуки. Всю обратную дорогу меня мучил этот вопрос, почему так мало? Что сделали не так, или это просто так и должно быть?
К вечеру, попрощавшись с Леней отправились в обратный путь. Город нас встретил дымящимися трубами и красивыми огнями.
В конце представлю вашему вниманию видео отчет о нашей поездке.
Послесловие:
Вот и закончилась моя зимняя вылазка за ондатрой, теперь не получится вырваться. Может только в марте. Поездкой я в общем доволен, сделал наметки на следующий сезон, узнал много нового, ну и конечно же получил позитивный заряд энергии от общения с природой, а это самое главное. Dingo 125 не стоит ругать, хорошая техника, для одного пассажира и определенных условий, второй человек ему на тот момент был не по зубам. Сейчас по насту он спокойно перевозит двоих и даже троих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий